Статьи

Если ребенок интересуется только компьютером…
Сегодня в стремительно развивающемся мире компьютер стал неотъемлемым атрибутом жизни почти каждого человека. Появление персональных компьютеров (ПК) породило огромное количество мифов, касающихся как пользы, так и вреда от их использования.
Среди основных обвинений – соматические нарушения (снижение остроты зрения, искривление позвоночника и т. д.), появление психической зависимости и т. п. Очевидно, что все эти проблемы актуальны, но все ли так плохо?
Мы предлагаем взглянуть на проблему ПК объективно!
Когда ПК полезен для развития ребенка:
Среди множества компьютерных программ очевидную пользу ребенку могут принести развивающие иобучающие игры и программы.
1. Занятия на компьютере – это игра, а игровой форме ребенок намного легче усваивает материал (например, обучение иностранным языкам). Конечно, компьютерная программа выступает как дополнительный источник знаний, а не основной.
2. Обучение пользованием ПК помогает ребенку понять, что предметы на экране, это не реальные вещи, а только их обозначения (таким образом, начинает развиваться знаковая функция сознания), что лежит в основе функции абстрагирования.
3. Занятия на компьютере улучшают у ребенка внимание и память.
4. Компьютерные игры развивают у ребенка моторику.
5. Работая на компьютере, ребенок усваивает новый, более простой и быстрый способ получения и обработки информации (а это умение оптимизирует и ускоряет мышление).
НО! Компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного и «разумного» применения, терпения и внимания к ребенку со стороны взрослых. При этом следует помнить, что тому как использовать время за компьютером ребенок учится у взрослых (если папа часами «расстреливает монстров», а мама вечерами общается в чатах, странно ожидать, что ребенок будет использовать компьютер для обучения и развития).
Когда ПК вреден:
По возможности учитывая то, «до чего дошел прогресс», рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними:
1.Нагрузка на зрение. Специалисты выделяют «компьютерный зрительный синдром» (покраснение глаз, возникновение ощущения «песка в глазах»). Но при грамотной организации рабочего места и времени работы на ПК нагрузка на зрение может быть существенно снижена:
ü  Правильный выбор качественного монитора (самые безопасные для глаз считаются жидкокристаллические мониторы);
ü  Правильно подбирайте компьютерный стол и стул (безопасное расстояние от экрана до глаз составляет 50-60 см.);
ü  Не ставьте компьютерный стол, так чтобы ребенок сидел спиной к окну (блики на экране способствуют утомлению глаз);
ü  Ребенок должен делать каждые 15-20 минут перерывы в работе с компьютером;
ü  Можно использовать специальные защитные очки при работе с компьютером (тут необходима консультация окулиста).
2. Стесненная поза. При работе с компьютером наше тело должно принимать статичную позу длительное время, что может вызвать: заболевание кистевых суставов, затрудненное дыхание, остеохондроз.
Что делать:
ü  Необходимо работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей хоть изредка менять позу;
ü  При работе с ПК необходимо сидеть на специальном вертящемся стуле;
ü  Важно регулярно прерывать работу на компьютере, делать мини-зарядку (или просто потягиваться)
C:\Program3. Излучение. Электростатические поля. Сам по себе потенциал на электронно-лучевой трубке кинескопа не страшен, но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они «впиваются» в кожу пользователя. Что делать?
  Установите монитор задней стенкой к стене;
 В комнате, где стоит компьютер, чаще делайте влажную уборку;
  Научите ребенка, закончив работу с ПК, умываться холодной водой.
4.Психическая нагрузка. Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля, особенно это относится к компьютерным играм. Игры требуют огромного напряжения, а в некоторых случаях у играющих детей сильно повышается давление, вырабатывается большое количество адреналина. Что делать?
  Подбирайте для ребенка более спокойные игры (старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры);
  Познакомьте ребенка с возможностями компьютера (научите пользоваться текстовыми редакторами, рисовать и т. п.)
  Если ваш ребенок чересчур увлечен именно «стрелялками-догонялками», договоритесь с ним о сокращении времени, проводимого за этими играми.
  Найдите возможность извлечь пользу из самой бессмысленной и бесполезной игры (если ребенок играет, например, в «космические леталки» поговорите с ним о космосе, устройте экскурсию в музей, расскажите об устройстве вселенной).
ВНИМАНИЕ! Постарайтесь не забывать о ребенке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, обращайте внимание на то, чем он занимается, вовремя напоминайте о необходимости делать перерыв в работе.
Педагог-психолог Пасенина М. Д.
C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0205582.wmf
Использованная литература:
Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008.
C:\ProgramЭти страшные компьютерные игры…
Чего больше всего боятся родители, видя, что ребенок увлечен компьютером? Компьютерных игр. Что же в них страшного? Считается, что они могут сделать ребенкаагрессивнымзамкнутымоторванным от реальности. Поговорим об это подробнее.
АГРЕССИВНОСТЬ.
Большинство популярных в нашей стране компьютерных игр учат детей убивать. И «ужасы» из компьютерных игр не только пугают детей, но и притягивают. В азарте игры ребенок становится кровожадным, ему нравится быть сильным, убивать и мучить. Однако данные многочисленных исследований доказали, что игры «с кровожадным содержанием» способны стимулировать агрессивность только у детей младшего школьного возраста (от 6 до 9-10 лет). Ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте очень легко принимает «извращенные ценности игр» («чем больше убьешь врагов и причинишь им вреда, тем лучше» и т. п.) и с легкостью, не умея еще отделять виртуальный мир от реального мира, может перенести их в реальную жизнь.
ВНИМАНИЕ! Неустойчивую детскую психику маленького ребенка следует максимально оберегать от действительно жестоких сцен в играх.
ЗАМКНУТОСТЬ.
Компьютер дает ребенку возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть, где всегда можно исправить любую ошибку, где легко стать самым сильным и смелым и т. д. Притягательность виртуальной действительности постепенно взращивает в ребенке психологическую зависимость от компьютера. Особенно часто этому подвержены застенчивые дети.
Чтобы избежать замкнутости ребенка, больше разговаривайте с ним, интересуйтесь его чувствами и впечатлениями и акцентируйте его внимание на положительных эмоциях, связанных с событиями реальной жизни. Помогите ребенку понять, что реальный мир намного ярче, богаче и интереснее, чем компьютерная реальность.
УХОД ОТ РЕАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.
Еще одна опасность кроется в условности «жизни и смерти» компьютерного героя, того, с кем ребенок по ходу игры невольно начинает себя отождествлять. Смерти не существует: умерев, ты можешь «воскреснуть» и все начать сначала.
ВНИМАНИЕ! Отсутствие логической связи, причинно-следственных отношений, ощущения необратимости смерти, в конце концов, тоже влияет на сознание и подсознание ребенка. Не в этом ли причина роста детского суицида?
Если ваш ребенок «уходит» в виртуальный мир, значит вам необходимо разобраться, чего ему не хватает в окружающей действительности!
Педагог-психолог Пасенина М. Д.
Использованная литература:
Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М.: Эксмо, 2008

Комментариев нет:

Отправить комментарий